02.10.2019 Радий Хәбиров: Беҙҙә мәҙәниәттәр, милләттәр, диндәр бер-береһенә бик тәрән бәйле
Ошо көндәрҙә Сочиҙа "Валдай" халыҡ-ара бәхәс клубы ултырышы бара. Унда күп илдән төрлө тармаҡта эшләүсе вәкилдәр ҡатнаша. Быйылғы тема - "Көнсығыш таңы һәм донъяның сәйәси ҡоролошо". Сарала Башҡортостан башлығы Радий Хәбиров та ҡатнашты.
Республика етәксеһе "Валдай"ҙың "Рәсәй Һәм ислам донъяһы: килешеүле роль һәм үҙ-ара йоғонто" темаһына махсус сессияла сығыш яһаны. Уның Башҡортостанда күп милләттәр һәм диндәрҙең татыулығына арналды.
Сығыштың стенограммаһынан өҙөк бирәбеҙ:
"...У нас порядка 67 процентов проживающих из 4 млн жителей Башкортостана – это мусульмане. Вообще, если взять структуру, она тоже довольно интересна. Примерно 36 процентов – русские, почти 30 процентов – башкиры, 24 процента – татары. И ещё несколько крупных этносов, национальностей, в частности, чуваши и марийцы, которых на территории нашей республики проживает более 100 тысяч человек.
Предлагаю следующее. Я уже сказал, что Башкортостан – особый регион. Теперь попытаюсь доказать, почему он особый.
Прежде всего это расположение.
Нам очень не нравится, когда говорят, что республика находится на пересечении цивилизаций, различных конфессий. Потому что мы не находимся на пересечении. Мы находимся в центре. И мы живём все дружно в центре. Поэтому мы часто говорим, что Башкортостан – это сердце Евразии.
Мы – особенные, потому что по истечении почти 500 лет, прошедших после добровольного вхождения башкир в состав Российского государства, все народы, проживающие на территории республики делят все успехи и тяготы великого пути нашей родной страны – России.
Я всегда привожу такой пример. Наверное, он особенно понятен россиянам. В ходе Второй мировой войны была очень известна Башкирская кавалерийская дивизия. В её составе было 78 Героев Советского Союза. Ни одно подразделение советской армии того времени не имело такого количества героев. Хотя, казалось бы, шла уже современная война.
Мы особенные ещё и потому, что мы очень давно друг с другом живём. Взаимоотношения разных конфессий и национальностей имеют несколько плоскостей. Первая очевидная плоскость – закреплённые в Конституции все нормы и требования, которые говорят, что мы живём в мире, уважаем друг друга и т.д. Но чем интересен, на мой взгляд, опыт жизни в Башкортостане? Тем, что мы вошли в бытовую плоскость и проникли друг в друга очень глубоко.
Нам очень хорошо живётся в Башкортостане, потому что у нас, помимо выходных на Рождество и Пасху, ещё два выходных – Ураза-байрам и Курбан-байрам. И у нас принято, что мусульмане отмечают Пасху и Рождество, а православные отмечают Курбан-байрам и Ураза-байрам. У нас идёт настолько глубокое переплетение, и это, на мой взгляд, очень важно.
Очень важно также и то, что это переплетение – особое явление, которые нужно осмыслить сидящим здесь умным людям и предложить нам, государственным руководителям, администраторам. Как с этим быть? У нас в республике каждый третий брак – смешанный. И, как правило, если муж – башкир, то жена – православная. И наоборот. Очень много таких случаев. И в этом браке рождаются дети. Например, я – мусульманин, а дети мои – православные. Так вышло.
Думаю, что такой интересный опыт сложно найти в других регионах. В других странах – вообще не представляю, где это возможно.
Такими короткими тезисами, аргументами я попытался показать действительно очень глубокое проникновение культур, религий и национальностей друг в друга. В этом мы видим наше самое главное богатство.
Мы говорим, что наше главное богатство – не в добыче 18 млн тонн нефти ежегодно или деятельности нефтеперерабатывающих заводов, а именно в этом. И мы считаем, что это наше большое конкурентное преимущество, которым мы можем поделиться.
В политологии, в общественных науках есть такой термин «толерантность». Мы в республике этот термин не знаем и не любим. Потому что мы немного английский язык изучали и знаем, что в английском языке tolerate – «терпеть». А мы не «терпим» друг друга. Мы живём друг с другом.
Все мы немного застряли в прогрессивных видениях современной историографии, политологии. А мы в республике живём в дружбе народов. Может быть, этот термин стоит отряхнуть от пыли, посмотреть и снова вернуться к тому, что этот термин имеет совершенно конкретное, чёткое содержание.
Дружба народов – ведь она в чём ещё заключается? Возьмём к примеру Европу. Её часто называют «территорией мультикультурализма». Я не очень это понимаю. То есть берутся все нации, сваливаются в одну «мясорубку», и делается некий «мультикультурный фарш»?
Если говорить об исламе в Европе и об исламе в России – у нас абсолютно разные подходы. Потому что ислам, в моём понимании, является несколько чуждым для Европы. Поэтому происходит выстраивание неких барьеров. Появляются целые «исламские кварталы», где люди живут по своим законам и канонам. И в эти кварталы некоторые европейцы не очень любят заходить. У нас таких барьеров просто нет.
Это огромное богатство, которое, подчеркну, отличается от того, что мы имеем в ряде современных государств. Возникает вопрос, почему это происходит? Постараюсь ответить.
Первое. Наверное, для кого-то это парадокс или новая информация, но центр современного российского ислама находится в Уфе. И сделала его там Екатерина II. Мы, башкиры, называли её «әбей батша» («бабушка-царица») и относились к императрице с очень глубоким уважением. А она, понимая верность и умение башкир ладить в большом совместном государстве, приняла такое решение. И с тех пор историю с центром российского ислама мы бережём.
Важно не просто понастроить мечети. Очень важно понять, кто в них проповедует. И мы себя защитили от этого. Нам Всевышний и история дали то, что у нас старейшие, очень известные медресе – «Галия» и «Усмания». Наш Российский исламский университет входит в Федерацию исламских университетов. И у нас в Башкортостане нет проблемы с проповедниками. Мы – мусульмане-сунниты. И у нас нет ни одной мечети, где мы бы имели дело с ваххабизмом. Это плод постоянной долгой работы.
Подчёркиваю: вопрос образования в этой сфере имеет огромное значение. Потому что так повелось в современной России: когда какой-то выходец из народа становится большим или богатым человеком, чтобы искупить каким-то образом свои грехи, он обязательно строит мечеть. Как правило, это красивое сооружение. Но кто там проповедует? И мы на это обращаем очень серьёзное внимание..."
Әйткәндәй
Башҡортостан башлығы Радий Хәбиров ултырышта ҡатнашыусыларҙы киләһе сараларҙың береһен беҙҙә үткәрергә саҡырҙы.